Рамазанова Дания Ахметовна, воспитатель ГБОУ СОШ № 14 СПДС № 18 "Радуга"

«Роль сюжетно-ролевой игры во всестороннем развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Особенности детской игры в современных социальных условиях

Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения. Главная потребность дошкольника – быть членом взрослого общества, жить и чувствовать себя вместе с взрослыми. Но реально включиться во взрослую жизнь современный дошкольник, конечно, не может в силу сложности этой жизни и своих ограниченных возможностей. В этом и заключается противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является игра.

Для того чтобы дети дошкольного возраста играли, необходимо наличие у них ярких, эмоционально окрашенных представлений об окружающей действительности. При этом вся окружающая ребенка действительность может быть условно разделена на мир предметов и на мир человеческой деятельности и отношений. Исследования Н.В. Королевой показали особую чувствительность детей именно к сфере человеческой деятельности и взаимоотношений.

Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условияхигры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение  раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

В ролевой игре, прежде всего, различаются сюжет и содержание.

Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, классовой принадлежности детей, их семейного быта, географических и производственных условий, непосредственно их окружающих. По мнению Д.Б. Эльконина, чем уже сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем уже и однообразнее сюжеты их игр.

Все сюжеты ролевых игр в дошкольном возрасте он предложил разделить на три группы:

1) игры с сюжетами на бытовые темы;

2) игры с производственными сюжетами;

3) игры с общественно-политическими сюжетами.

Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

  содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

• трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

• полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

• доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

• безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Играем вместе с детьми.

Для всестороннего развития ваших детей очень важна сюжетно-ролевая игра. У современных детей она скучна и однообразна, примитивные сюжеты не развиваются. Отсюда следует, что плохо развивается воображение и другие психические функции, важные для дальнейшей жизни ребенка.

Вспомните свое детство, в какие игры вы играли, как они были интересны. Хочется, чтобы и у современных детей игра была интересная и захватывающая. Только в игре дети активно развиваются, познают мир.

Для качественной, яркой, интересной и разнообразной игры нам необходимо организовать развивающую предметно-пространственную среду. Без вашей помощи мы не справимся!

Поэтому очень просим вас помочь нам в этом деле, кто, чем может!

Сюжетов для игры огромное множество, поэтому мы начнем с организации предметной среды для СРИ «Дом», «Семья», «Дочки-матери» и подобных сюжетов.

Для этого нам понадобятся: игрушки для малышей (погремушки, неваляшки, матрешки), столик деревянный или пластмассовый, табуретки или маленькие стульчики, маленькие слюнявчики, салфетки тканевые, скатерти, полотенчики, маленькие пеленки и конверты для кукол, одеялки, подушки, простынки, матрасики, ширма с окошком для зонирования помещения, небольшие сумки, авоськи, корзинки, рюкзачки, шляпы, платки косынки, кепки, галстуки, жилетки, кошельки, портмоне, муляжи продуктов, веревка и прищепки, небольшой веничек или метла, совочек, телефоны (нерабочие мобильные или стационарные), бутыли из-под детских шампуней и мыла, детские бутылочки, муляжи бытовой химии и прочее.

Чему обучается ребёнок в игре?

1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.

2. Переживать жизненные ситуации других людей, как свои собственные.

3. Осознавать своё реальное место среди других людей.

4. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

5. Уважать себя и верить в себя.

6. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

7. Свободно выражать свои чувства.

8. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

9. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

10. Делать выбор.

 

8 июня 2020 в 18:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.